Технология групповой работы
Выполнила
учитель начальных классов
Худякова Светлана Фёдоровна
Актуальность
Психологи установили,
что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка
является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого,
а сотрудничество в группах совместно работающих детей
Понятие
Групповая работа это прежде всего ИГРА
Как и в любой игре, здесь есть свои правила. Любой, кто думает, что групповая работа – всего лишь особая форма развлечения и соблюдать правила не так уж и важно, проигрывает
Возможности использования
Цели:
Модель взаимодействия в группе
1 ЭТАП
Дети по желанию распределяются в группы на основе психологической совместимости. Они учатся общаться друг с другом Каждый выполняет индивидуальное задание и делится своим успехом с одноклассником
2 ЭТАП
Работа в парах – попытка дифференциации. Дети учатся выступать с разных позиций – они могут быть и лидерами, и консультантами. Учитель помогает парам и фиксирует удачи и неудачи в организации
3 ЭТАП
Работа в группе. Обмен ролями – обязательный принцип организации групповой работы
Выполнила
учитель начальных классов
Худякова Светлана Фёдоровна
Актуальность
Психологи установили,
что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка
является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого,
а сотрудничество в группах совместно работающих детей
Понятие
Групповая работа это прежде всего ИГРА
- игра в обучение
- игра в организацию
- игра в мышление
Как и в любой игре, здесь есть свои правила. Любой, кто думает, что групповая работа – всего лишь особая форма развлечения и соблюдать правила не так уж и важно, проигрывает
Возможности использования
- Самоопределение учащихся
- Обучение рефлексии
- Обучение способам организации
- Организация понимания
- Проектирование
- Исследование проблемной ситуации
Цели:
- Дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку
- Дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы
- Дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться
- Дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения, возможность и необходимость органически сочетать на уроке ''обучение'' и ''воспитание''
Модель взаимодействия в группе
- Позитивная взаимозависимость
- Личное взаимодействие
- Индивидуальная ответственность
- Навыки общения
- Совместная оценка хода работы
1 ЭТАП
Дети по желанию распределяются в группы на основе психологической совместимости. Они учатся общаться друг с другом Каждый выполняет индивидуальное задание и делится своим успехом с одноклассником
2 ЭТАП
Работа в парах – попытка дифференциации. Дети учатся выступать с разных позиций – они могут быть и лидерами, и консультантами. Учитель помогает парам и фиксирует удачи и неудачи в организации
3 ЭТАП
Работа в группе. Обмен ролями – обязательный принцип организации групповой работы
Варианты комплектования групп
- по желанию
- случайным образом
- по определенному признаку
- по выбору «лидера»
- по выбору педагога
- Самому слабому ученику нужен не столько "сильный", сколько терпеливый и доброжелательный партнер
- Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем
- Двух озорников объединять опасно
- Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к "слабеньким", им нужен партнер равной силы
- По возможности лучше не объединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекаемых, со слишком разными темпами работы
- Жёсткая регламентация времени
- Нормирование будущей работы
- Четкость и внятность поставленной задачи
- При оценке работы учитываются не столько ученические, сколько человеческие добродетели
Главный в группе - командир. Этот ребенок должен уметь организовать работу, направлять ее в нужное русло
Генератор идей – тот, кто подает идею, выделяет главную мысль
Фиксатор – тот, кто записывает все, что предполагает группа
Критик – выявляет недостатки в работе, критикует предлагаемое с позиции неприемлемого в данных условиях
Аналитик – делает выводы, обобщает сказанное
Выбор заданий
Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один
Содержание работы должно быть интересно детям
Задания должны быть доступны детям по уровню сложности
Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний
Виды групповой работы
- Работа в парах
- «Мозговой штурм»
- «Продолжи»
- «Охота за сокровищами»
- «Снежный ком»
- «Пазлы»
- Прием «Зигзаг»
Это не следует делать учителю
Воспринимать групповую работу как «передышку» в обучении
Уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных
Исправлять допущенные ошибки оказывать давление на участников или мешать им высказываться
Нельзя давать слишком категоричных оценок – они действуют на участников подавляюще
И не следует ходить по классу или стоять около учеников во время групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя
Поведение учителя
- Контролирует
- Организовывает
- Оценивает работу
- Участвует в работе
- Предлагает разные варианты решений
- Выступает в роли наставника, исследователя или источника информации
Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать
Групповая работа должна занимать не более 15-20 мин. в I – II классах, не более 20-30 мин. – в III – IV классах
Нельзя требовать абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда
Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе
Плюсы и минусы групповой работы
+ Повышается учебная и познавательная мотивация
Снижается уровень тревожности учащихся
В группе выше эффективность усвоения и актуализации знаний
Улучшается психологический климат в классе
- Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий
Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично
В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве
Комментариев нет:
Отправить комментарий